Театральный художник Джузеппе Валериани: декорации, биография |
Блог писателя - Выдающиеся личности | |||
Автор: Павел Ин | |||
15.06.2020 12:48 | |||
Джузеппе Валериани (1708—1762)Немного, пожалуй, найдется видов изобразительного искусства, столь зрелищно эффектных и так эфемерно недолговечных во времени, как искусство театральной декорации. Создавая убедительную до осязаемости иллюзию изображаемого мира, строя в совокупности со светом, музыкой, разными сценическими эффектами,костюмами и игрой актеров целостный художественный образ спектакля, декорации по окончании представления превращаются в груду исписанных холстов, ветшающих от постановки к постановке и, наконец, исчезающих бесследно. Незавидна в этом отношении и доля театрального художника. Что может сказать нам теперь имя Джузеппе Валериани, «первого инженера и маляра театрального» при дворе Елизаветы Петровны, искусство которого приводило в восторг современников. Вот что писала газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1744 году после представления в придворном оперно-балетном театре оперы «Селевк» с декорациями Валериани: «Украшение театра, перспективные представления и машины, изобретенные от театрального архитектора и живописца господина Валериани, великолепны». В этом отзыве точно охарактеризованы сложная структура профессии театрального художника XVIII века и разносторонность дарования Валериани: архитектор, живописец, инженер, а кроме того, замечательный график и офортист, писавший «для собственного удовольствия» также портреты и исторические картины.
И потому неудивительно, что такой опытный и уже знаменитый у себя в Италии художник (он расписывал королевский дворец в Турине, церкви и дворцы в Венеции) был приглашен в 1742 году ко двору Елизаветы. Он нашел здесь благодатную почву для применения своих многочисленных талантов. Образ жизни императорского двора во главе с легкомысленной, веселой, любящей развлечения, театры, балы Елизаветой Петровной представлял собой одно нескончаемое театрализованное действо. Ежедневно «случались» куртаги и пышные приемы, интермедии и фейерверки, оперы и маскарады, их дополняли празднования высочайших тезоименитств и бракосочетаний, заключение мирных договоров. При дворе было несколько театральных трупп: французская, итальянская, русская—Ф. Г. Волкова. В 1756 году Елизавета издала указ об учреждении «Российского театра». За двадцать лет своей работы в Петербурге Валериани оформил около тридцати спектаклей, что составило целую эпоху в русской театрально-декорационной живописи и принесло ему славу крупнейшего мастера этого вида искусства. Все поставленные им оперы и балеты — «Селевк» и «Сципион» Ф. Арайи, «Сироэ» Г. Раупаха, «Прибежище добродетели» А. П. Сумарокова, «Александр в Индии», «Титово милосердие» и др. — в той или иной степени аллегорически прославляли русскую самодержицу. И такому идеологическому заданию как нельзя более подходил пафос дарования Валериани. Его декорации, всегда в основе своей содержащие архитектурные мотивы, представляли собой фантастические ансамбли барочной архитектуры с огромными площадями и гулкими маршами уходящих в глубь сцены лестниц, с величественными аркадами пышно декорированных колонн и пилястров, уносящимися ввысь галереями, перекрытыми мощными кассеттированными сводами. Бесконечная глубина и протяженность его сценической архитектуры, иллюзионистическая эффектность, богатство сочного декора, повышенная патетика его декораций — все это завораживало зрителя, никогда не видевшего такого «превеликого совершенства». Кроме сферы театральной живописи, Валериани много работает и по росписи вновь строящихся многочисленных дворцов — Летнего и Зимнего, Петергофского и Аничкова, Ораниенбаумского и Царскосельского. Плафон одного из залов Екатерининского дворца в Царском Селе еще в начале XX века вызвал высокую оценку у такого знатока елизаветинской эпохи, как А. Н. Бенуа (и это несмотря на многочисленные поновления и реставрации росписи). Лишь один плафон кисти Валериани, подписанный им, сохранился до нашего времени — «Похождения Телемака» в Строгановском дворце. Он свидетельствует о безупречном мастерстве Валериани в построении сложной многофигурной композиции, в умении находить идеальную меру отношений живописи и архитектуры. Этот памятник уникален и в силу своей подписанности, ибо занятость мастера, его авторитет не позволяли ему заниматься осуществлением своих замыслов. Его работа зачастую ограничивалась «инвенцией», т. е. составлением общего плана, идеи, эскиза росписи, которую затем в натуре выполняли его помощники и ученики. Так было и в театральной живописи, где с ним работали А. Перезинотти, отец и сын Градицци, братья Вельские. С 1748 года Валериани преподает перспективу и декоративную живопись в Академии наук и художеств. Из его учеников многие вошли впоследствии в историю русского искусства, например, Г. Козлов, И. Фирсов, Б. Сухо- дольский, М. Махаев, возможно— Д. Левицкий. Под его руководством был исполнен знаменитый альбом гравированных видов Санкт-Петербурга, известный как «махаевский». И хотя Валериани в качестве преподавателя поставил на должную высоту перспективную науку, столь необходимую во многих видах искусства, но его преподавательская деятельность в сфере живописного декора была, по словам А. Эфроса, «наиболее отсталым явлением» в художественной жизни того времени. Реальный же итог творчества этого выдающегося мастера воплотился в альбоме дошедших до нас эскизов его театральных декораций, исполненных с таким тонким изяществом, свободой и безукоризненным вкусом, что они представляют собой самостоятельные художественные произведения.
|
Похожие материалы
BLOG
Контакты
E-mail: pavelin@mail.ru
Популярные
- Как сделать конверт для диска из листа А4?
- Цветущая сакура: картинки, красивые фото. Японские стихи о дереве
- Чем полезна наружная реклама бизнесу
- Шоколатье
- Мимолётное.
- Об авторе
- 10 электромобилей с максимальной автономностью
- Форум ценителей женщин
- Норка: фото животного и описание
- PR-агентства и средства массовой информации: построение взаимовыгодных отношений
- Между сном и реальностью op.3
- Контакты