Главная Выдающиеся личности Театральный художник Джузеппе Валериани: декорации, биография

Театральный художник Джузеппе Валериани: декорации, биография

Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Блог писателя - Выдающиеся личности
Автор: Павел Ин   
15.06.2020 12:48

Джузеппе Валериани (1708—1762)

Джузеппе Валериани

Немного, пожалуй, найдется ви­дов изобразительного искусства, столь зрелищно эффектных и так эфемерно недолговечных во времени, как искусство театральной декорации. Создавая убедительную до осязаемости иллюзию изображаемого мира, строя в совокупности со светом, музыкой, разными сценическими эффектами,костюмами и игрой актеров целостный художественный образ спектакля, декорации по окончании представления превращаются в груду исписанных холстов, ветшающих от постановки к постановке и, наконец, исчезающих бесследно. Незавидна в этом отношении и доля театрального художника. Что может сказать нам теперь имя Джузеппе Валериани, «первого инженера и маляра театрального» при дворе Елизаветы Петровны, искусство которого приводило в восторг современников.

Вот что писала газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1744 году после представления в придворном оперно-балетном театре оперы «Селевк» с декорациями Валериани: «Украшение театра, перспективные представления и машины, изобретенные от театрального архитектора и живописца господина Валериани, великолепны». В этом отзыве точно охарактеризованы сложная структура профессии театрального художника XVIII века и раз­носторонность дарования Валериани: архитектор, живописец, инженер, а кроме того, замечательный график и офортист, писавший «для собственного удовольствия» также портреты и исторические картины.

 

И потому неудивительно, что та­кой опытный и уже знаменитый у себя в Италии художник (он расписывал королевский дворец в Турине, церкви и дворцы в Венеции) был приглашен в 1742 го­ду ко двору Елизаветы. Он нашел здесь благодатную почву для применения своих многочисленных талантов. Образ жизни императорского двора во главе с легкомысленной, веселой, любящей развлечения, театры, балы Елизаветой Петровной представлял собой одно нескончаемое театрализованное действо. Ежедневно «случались» куртаги и пышные приемы, интермедии и фейерверки, оперы и маскарады, их дополняли празднования высочай­ших тезоименитств и бракосочетаний, заключение мирных договоров. При дворе было несколько театральных трупп: французская, итальянская, русская—Ф. Г. Волкова. В 1756 году Елизавета издала указ об учреждении «Российского театра».

За двадцать лет своей работы в Петербурге Валериани оформил около тридцати спектаклей, что составило целую эпоху в русской театрально-декорационной живописи и принесло ему славу круп­нейшего мастера этого вида ис­кусства. Все поставленные им оперы и балеты — «Селевк» и «Сципион» Ф. Арайи, «Сироэ» Г. Раупаха, «Прибежище добродетели» А. П. Сумарокова, «Алек­сандр в Индии», «Титово милосердие» и др. — в той или иной степени аллегорически прославляли русскую самодержицу. И та­кому идеологическому заданию как нельзя более подходил пафос дарования Валериани. Его декорации, всегда в основе своей со­держащие архитектурные мотивы, представляли собой фантасти­ческие ансамбли барочной архитектуры с огромными площадями и гулкими маршами уходящих в глубь сцены лестниц, с величе­ственными аркадами пышно деко­рированных колонн и пилястров, уносящимися ввысь галереями, перекрытыми мощными кассеттированными сводами. Бесконечная глубина и протяженность его сценической архитектуры, иллюзионистическая эффектность, богатство сочного декора, повышенная патетика его декораций — все это завораживало зрителя, никогда не видевшего такого «превеликого совершенства».

Кроме сферы театральной живописи, Валериани много работает и по росписи вновь строящихся многочисленных дворцов — Летнего и Зимнего, Петергофского и Аничкова, Ораниенбаумского и Царскосельского. Плафон одного из залов Екатерининского дворца в Царском Селе еще в начале XX века вызвал высокую оценку у такого знатока елизаветинской эпохи, как А. Н. Бенуа (и это несмотря на многочисленные поновления и реставрации росписи). Лишь один плафон кисти Валериани, подписанный им, сохранился до нашего времени — «Похожде­ния Телемака» в Строгановском дворце. Он свидетельствует о безупречном мастерстве Валериани в построении сложной многофигур­ной композиции, в умении нахо­дить идеальную меру отношений живописи и архитектуры. Этот памятник уникален и в силу своей подписанности, ибо занятость мастера, его авторитет не позволяли ему заниматься осуществле­нием своих замыслов. Его работа зачастую ограничивалась «инвен­цией», т. е. составлением общего плана, идеи, эскиза росписи, ко­торую затем в натуре выполняли его помощники и ученики. Так было и в театральной живописи, где с ним работали А. Перезинотти, отец и сын Градицци, братья Вельские.

С 1748 года Валериани препода­ет перспективу и декоративную живопись в Академии наук и ху­дожеств. Из его учеников многие вошли впоследствии в историю русского искусства, например, Г. Козлов, И. Фирсов, Б. Сухо- дольский, М. Махаев, возможно— Д. Левицкий. Под его руководст­вом был исполнен знаменитый альбом гравированных видов Санкт-Петербурга, известный как «махаевский». И хотя Валериани в качестве преподавателя поста­вил на должную высоту перспективную науку, столь необходимую во многих видах искусства, но его преподавательская деятель­ность в сфере живописного декора была, по словам А. Эфроса, «наиболее отсталым явлением» в художественной жизни того времени.

Реальный же итог творчества этого выдающегося мастера воплотился в альбоме дошедших до нас эскизов его театральных де­кораций, исполненных с таким тонким изяществом, свободой и безукоризненным вкусом, что они представляют собой самостоятельные художественные произведения.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Контакты

E-mail: pavelin@mail.ru

 


Счётчики

Top.Mail.Ru

Главное меню

Поиск по сайту

Переводы. Translations

English French German Italian Portuguese Russian Spanish