Главная Выдающиеся личности Пьетро Гонзага: фото работ, биография

Пьетро Гонзага: фото работ, биография

Печать
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Блог писателя - Выдающиеся личности
Автор: Павел Ин   
25.03.2024 11:13

Творчество Пьетро Гонзага

Пьетро Гонзага

Интерьер

В конце XVIII и начале XIX века Пьетро ди Готтардо Гонзага был прославленным художником театров Италии и России. Его декорации к спектаклям, оформления празднеств, планировка парков, монументальные росписи потрясали современников. При его жизни были изданы сочиненные им архитектурные проекты и теоретические трактаты.

Сын декоратора Гонзага родился в Лонгароие, маленьком альпийском городке провинции Беллуно. С отроческих лет помогал он отцу расписывать палаццо местной знати и был свидетелем триумфа знаменитого декоратора Карло Бибиены, приезжавшего восстанавливать один из местных дворцовых театров. В 1769 году Гонзага приехал в Венецию, где обучался живописи и рисованию орнаментов у художника Моретти, а также изучал перспективу у профессора венецианской Академии — Визентини. Однако его подлинными учителями были Каналетто, Гварди и Пиранези. Их произведения оказали влияние на все последующее творчество художника. Три года спустя Гонзага переехал в Милан и стал учеником художников Галлиари — одной из самых знаменитых династий театральных декораторов. Очень скоро ученик стал их помощником, сотоварищем и, наконец, был назначен главным худож­ником театра «Ла Скала». Он оформил весь текущий репертуар итальянского театра. Его кисти принадлежали декорации к множеству спектаклей театров Милана, Рима, Генуи, Венеции, Пармы, Турина и других городов. В Милане Гонзага впервые исполнил видовой занавес, изображавший площадь перед «Ла Скала» и портал театра. Написанный с присущей художнику иллюзорностью, этот занавес вызвал сенсацию в зрительном зале и положил начало видовой пленэрной живописи в сценографии. В 1792 году Гонзага был приглашен в Россию, ко­торая стала для него второй родиной. Здесь нашло широкое применение его разностороннее дарование. Гонзага был главным художником Санкт-Петербургских императорских театров, оформлял все наиболее значительные спектакли в столице и ее загородных дворцах — Гатчине, Павловске, а также в Москве и Подмосковье. Он сотрудничал с такими крупными хореографами, как Вальберх и Дидло. К числу его произведений относятся декорации к «Пираму и Тизбе» Канциани (1795), «Сельскому празднику» Мартини (1798), к трагедиям Озерова: «Эдип в Афинах» (1804), «Фингал» (1805), «Дмитрий Донской» (1807); к «Илье Богатырю» Кавоса, «Деве солнца» и «Сандрильоне» Коцебу и многие другие. Впервые на русской сцене появились видовые за­навесы. Это были виды Павловска, Эрмитажного театра, Петергофа, вид на Биржу... Он создал росписи Павловского дворца, знаменитой галереи Гонзага, Пиль-Башни, Розового павильона.

Часть заказанных для театра в Архангельском князем Юсуповым комплектов декораций, исполненных художником, сохранилась до наших дней и представляет собой уникальное произведение сценографии начала XIX века. Гонзага принимал деятельное участие в планировке парка Павловска. Друг Камерона и Кваренги, он не раз принимал участие в конкурсах архитектурных проектов (например, Казанского со­бора в Петербурге и др.), участвовал в строительстве театра Юсупова в Архангельском и т. д. В России Гонзага написал и издал свои трактаты: «Предуведомление моему начальнику», «Музыка для глаз и театральная оптика», «Мнение театрального декоратора Гонзага об экономии зрелищ» и др. В них он выступал как последователь просветительской эстетики и выдвигал положительную программу новой сценографии — эмоциональной, внутренне оправданной драматургией. Отсюда его новая терминология — «экспрессия архитектуры», «мимика архитектуры», «музыка для глаз». В его смелых экспериментах впервые утвердилось право художника театра на активное воссоздание драматургии в выразительных пластических образах.

Гонзага, черпая вдохновение из разных родников, то возвращал­ся к барокко, то останавливался на классицизме (например, в эскизе декорации, хранящемся в Эрмитаже), то, опережая время, создавал романтические произве­дения. И тем не менее столь разноманерные на вид работы его внутренне взаимосвязаны глуби­ной эмоции, чувством, выходя­щим за пределы парадных типо­вых декораций XVIII — начала XIX века, виртуозной живописью. Творческие устремления Гонзага во многом совпали с исканиями художников и архитекторов рус­ского классицизма в области перспективизма, синтеза архитек­туры и живописи, в области и ви­дового пейзажа. Потому так ор­ганично вошли его произведения в русскую культуру.

Галерея произведений Пьетро ди Готтардо Гонзага

Обелиск на площади

Эскиз декорации с обелиском

Эскиз оформления сцены, 1790-е

Декорация Никольской башни в Москве для коронации Александра I

Эскиз декорации для Эрмитажного театра (1792)

Пиль-башня в Павловске

Фрагмент росписей Галереи Гонзаго в Павловском дворце-музее

Галерея Гонзаго в Павловском

Театр Гонзага в Архангельском фото

Театр Гонзага

Архангельское


 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Контакты

E-mail: pavelin@mail.ru

 


Счётчики

Top.Mail.Ru

Главное меню

Поиск по сайту

Переводы. Translations

English French German Italian Portuguese Russian Spanish