Кнут Гамсун: фото, биография, произведения |
Блог писателя - Выдающиеся личности | |||
Автор: Павел Ин | |||
04.10.2018 16:19 | |||
Кнут Гамсун (1859—1952)Имя Гамсуна останется навсегда вместе с именами всех тех художников прошедших и грядущих веков, А. Куприн Гамсуна часто упрекали в различных грехах, и как писателя и как человека,— нередко справедливо. Но грехи — дело обычное, житейское («Кто не грешен, пусть первый бросит камень»), со временем они теряют остроту. А талант не забывается, его творения остаются людям. Гамсун был талантлив необычайно. Куприн писал о романе «Пан»: «Роман написан так, как пишет гений: не справляясь о родах и видах литературы, не думая о границах дозволенного, приличного, принятого и привычного, без малейшей мысли об авторитетах предшественников и требованиях критиков. Оттого-то этот роман так и напоминает аромат дикого, невиданного цветка, распустившегося в саду неожиданно, влажным весенним утром». Путь Гамсуна к писательской славе был непрост. Кнут Педерсен — таково его настоящее имя — родился в семье деревенского портного, занимавшегося также сельским хозяйством, и был седьмым ребенком в семье. Названием хутора Гамсунн на севере Норвегии, где жила семья, он подписывал свои ранние произведения. Случайно при публикации одной из газетных статей выпала буква. Получившаяся фамилия понравилась, и под ней Кнут Педерсен вошел в большую литературу.
Детство Гамсуна сложилось нерадостным. Семья не могла прокормить детей, и 9-летнего Кнута отдали в дом родного дяди, священника, человека грубого и жестокого. В зимние месяцы мальчик посещал сельскую школу. Лишь болезнь дядюшки положила конец этой жизни впроголодь, с попреками и побоями, и в 14 лет он отправился искать свою судьбу, работал помощником приказчика в лавке, торговцем- коробейником, учетчиком на строительстве, лесорубом. Тяга к творчеству пробудилась рано. В 17 лет Гамсун опубликовал несколько стихотворений, а год спустя — поэму «Свидание» и повесть «Загадочный человек», рассчитанные на простонародье. Книги имели успех, и Гамсун решил посвятить себя литературе. Пользуясь материальной поддержкой одного богатого купца, заинтересовавшегося одаренным молодым человеком, новоявленный писатель с только что созданной любовной повестью из сельской жизни, получившей название «Фрида», отправился в Копенгаген — тогдашний центр духовной жизни Скандинавии. Он был полон радужных надежд, однако они не оправдались, и пришлось вернуться в Норвегию. Постепенно Гамсун впал в хроническую нищету и в 1882 году, нанявшись кочегаром на океанский пароход, уехал в Америку, где жил его брат. Там Гамсун вел полубродячую жизнь, работал батраком на ферме, свиноводом, конторщиком, приказчиком, но со временем смог устроиться секретарем у одного норвежского писателя. Это сближение с интеллигентными кругами эмиграции позволило Гамсуну заметно пополнить образование и повысить культуру, он даже стал выступать с лекциями. Однако тяготы борьбы за существование подорвали силы, у него открылось горловое кровотечение. Потребовалось вернуться в Норвегию. Все время Гамсун продолжал сочинять, но нужда не отступала, и в 1886 году снова пришлось эмигрировать в Америку. Там он работал на фермах и сотрудничал в норвежских изданиях. Очерки «Духовная жизнь Америки», опубликованные по возвращении в Скандинавию, вызвали интерес, их заметили Брандес и Бьёрнсон, а издание в Копенгагене автобиографического романа «Голод» принесло 30-летнему Гамсуну редкий литературный успех. Правительство Норвегии назначило ему ежегодную писательскую стипендию. Новые для мировой литературы темы отчужденности человека от общества и алогизма человеческого поведения, начатые Гамсуном в «Голоде», были продолжены в романах «Мистерии» (1892), «Пан» (1894), «Виктория» (1898). Вместе с тем главенствующее место в них заняла тема любви. Как певец любви Гамсун занимает в мировой литературе одно из самых почетных мест. Словами героя «Виктории» Гамсун так воспевает любовь: «Любовь — это первое слово, произнесенное Богом, первая мысль, осенившая его. Когда он произнес: „Да будет свет!" — появилась любовь. И все, что он сотворил, было так прекрасно, что он ничего не хотел переделывать. И любовь стала первоисточником мира и его властелином; но все пути ее покрыты цветами и кровью, цветами и кровью». Ощущение дисгармоничности бытия, таинственности жизни, непостижимости человеческой личности пронизывают ранние сочинения Гамсуна. Это и было то новое, что он принес в литературу. Однако потребовалось создать и новые принципы изображения жизненных ситуаций. Решая эти задачи, Гамсун одним из первых ввел в повествование метод подтекста, когда художественная ткань произведения держится на недосказанности, затянута пеленой загадочности. Здесь он по-своему продолжил и развил линию Достоевского, задолго до других понявшего, что реалистические методы познания сути людских характеров и тех отношений, в которые они вступают, имеют свои пределы, поставленные иррациональными началами в натуре человека. Значительна в творчестве Гамсуна и тема единства природы и человека. Особенно отчетливо она проявляется в романе «Пан». Герой романа лейтенант Глан живет в лесу в обществе охотничьего пса и полную свободу, истинное счастье ощущает лишь там. В мире цивилизации он не чувствует душевного покоя. Своеобразие тем и художественного метода Гамсуна придали его произведениям необычность, возбудили всеобщее внимание. Статья о Гамсуне есть у югослава Андрича. Восторженный очерк о знаменитом предшественнике оставил датчанин Иенсен: «Гамсун сделался поэтом, потому что был им рожден... Он во всем маг и волшебник». Особым успехом Гамсун пользовался в России. Интерес к ранним романам Гамсуна проявлял взыскательный Бунин. Куприн писал: «Гамсун не создаст школы. Он слишком оригинален, и подражатели его всегда будут смешны. Он пишет так же, как говорит, как думает, как мечтает, как поет птица, как растет дерево. Все его отступления, сказки, сны, восторги, бред, которые были бы нелепы и тяжелы у другого, составляют его тонкую и пышную прелесть. И самый язык его неподражаем — этот небрежный, интимный, с грубоватым юмором, непринужденный и несколько растрепанный разговорный язык, которым он как будто рассказывает свои повести один на один, самому близкому человеку и за которым так и чувствуется живой жест, презрительный блеск глаз и нежная улыбка». Менее интересны произведения Гамсуна на социальные темы. Первыми в этом списке были памфлетно-критические романы «Редактор Люнге» (1892) и «Новые всходы» (1893). Далее последовала драматическая социальная трилогия «У врат царства» (1895), «Игра жизни» (1896) и «Вечерняя заря» (1898). Писал он пьесы и в дальнейшем, однако присущая им драматургическая рыхлость не позволяет поставить их в один ряд с его прозой. В социальных вопросах Гамсун стоял на почвеннических позициях. Ему не казались приемлемыми современные формы общественного развития и технического прогресса, все более проникающие в Норвегию. Хранителем духовного здоровья народа Гамсун считал крестьянство с его патриархальными традициями, органической связью с землей, родной почвой (отсюда и термин «почвенники»). Он с недоверием относился к городской цивилизации, отвергал ориентацию на пролетариат. Наиболее полно эти взгляды выразились в романе «Соки земли» (1917), за который Гамсун и получил премию Нооеля. К этому времени он оставил город и перебрался с семьей (у него была дочь от первого брака, а также два сына и две дочери — от второго) на постоянное жительство в сельскую местность, сначала в родные места, а потом на юг Норвегии. «Соки земли» — роман о том, как человек покоряет природу, добивается плодородия на прежде заросших лесом землях, трудом создает богатство. Герой романа Исаак под конец обретает величественность, наподобие библейских патриархов, и превращается в своего рода символ, олицетворяющий исконную силу и крепость крестьянства. Позже Гамсун написал еще немало романов. Его творческая мощь не слабела, но все больше проявлялась узость исторического мышления. Почвенничество наложило на его взгляды печать реакционности. Он питал устойчивую, вынесенную из впечатлений молодости, неприязнь к США, а также к Англии, олицетворяющим в его глазах негативные стороны современного развития. Это отрицание сочеталось со столь же давней симпатией к Германии — стране, представлявшейся ему хранительницей порядка и дисциплины. В 1935 году Гамсун вступил в фашистскую Норвежскую партию «Национальное сплочение», а когда в апреле 1940 года гитлеровцы напали на Норвегию, он выступил с «Обращением к норвежскому народу» и призвал не оказывать сопротивления. Позже он встречался с Гитлером и Геббельсом. Соотечественники ответили бывшему любимцу тем, что стали возвращать его книги. Каждый день почтальон приносил в дом Гамсуна груду бандеролей и посылок. Затем их стали привозить грузовиком. Это было катастрофой. После освобождения Норвегии Гамсуна, его жену и сыновей предали суду, но суд ограничился штрафом. После чего власти прекратили преследование писателя, и он вернулся к своим занятиям. Последней его книгой стала автобиографическая «По заросшим тропам», где описаны тяжелые годы, проведенные в ожидании суда. В ней писатель, переживший глубокую трагедию раскаяния, признавал свою вину. Умер Гамсун на 93-м году жизни. Норвежский народ не замедлил великодушно простить своего блудного сына — был начат и к столетнему юбилею закончен выпуск нового обширного собрания его сочинений, постоянно издаются и отдельные его произведения. В сознании читателей он остался художником, воспевшим красоту и силу любви, писателем, с глубочайшей проницательностью изобразившим сложность человеческой жизни и добившимся огромной эмоциональной выразительности при большой скупости и сдержанности художественных средств. Статья из книги А. Илюковича «Согласно завещанию» Фото писателя
|
Похожие материалы
BLOG
Контакты
E-mail: pavelin@mail.ru
Популярные
- Как сделать конверт для диска из листа А4?
- Цветущая сакура: картинки, красивые фото. Японские стихи о дереве
- Чем полезна наружная реклама бизнесу
- Шоколатье
- Мимолётное.
- Об авторе
- 10 электромобилей с максимальной автономностью
- Форум ценителей женщин
- Норка: фото животного и описание
- PR-агентства и средства массовой информации: построение взаимовыгодных отношений
- Между сном и реальностью op.3
- Контакты