Статья о Леонардо да Винчи, гении Эпохи Возрождения |
Блог писателя - Выдающиеся личности | |||
Автор: Павел Ин | |||
22.03.2021 09:16 | |||
Одним из титанов Эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи — гениальный итальянский художник, ученый и инженер. В его искусстве и взглядах на мир, как в фокусе, сошлись эстетические и нравственные идеалы Возрождения — эпохи величайшего прогрессивного переворота в истории человечества. Леонардо да Винчи родился в небольшом городке Винчи, неподалеку от Флоренции. Он был внебрачным сыном богатого нотариуса. Мальчику было около четырнадцати лет, когда отец отдал его в ученики Андреа Верроккио, знаменитому флорентийскому скульптору и живописцу. В мастерской учителя юноша не только занимался рисованием, лепкой и живописью, но и получил основы научных знаний, ибо искусство эпохи Возрождения базировалось на изучении анатомии, перспективы и математики. До нас дошло немного ранних работ Леонардо. Он писал, например, что «работал в скульптуре не меньше, чем в живописи», но не только скульптурных произведений этих лет, а даже сколь-нибудь достоверных их описаний до сих пор не обнаружили ученые-искусствоведы. Что касается живописи, то самыми ранними работами считаются фигура ангела в картине Верроккио «Крещение», картина «Благовещение», портрет Джиневры де Бенчи, «Мадонна с цветком» (или «Мадонна Бенуа»). О последней исследователи творчества художника пишут, что в ней «почти полностью «очеловечен» традиционный религиозный образ» и передано земное счастье материнства. Особенно отличался от шедших из средневековья канонов образ младенца Христа; не странным существом с уменьшенными пропорциями взрослого, а именно пухлым младенцем изобразил его Леонардо. Треугольная композиция, которую избрал он для своей «Мадонны с цветком» в дальнейшем широко использовалась многими живописцами и тоже превратилась в своего рода канон. В 1480 году Леонардо да Винчи имел уже свою мастерскую во Флоренции. Обстановка в городе-республике была неспокойной. Двор Лоренцо Медичи, прозванного «Великолепным», с трудом сохранял власть и влияние на горожан. Сам Лоренцо двумя годами раньше чуть было не стал жертвой заговора, и тирания естественно усилилась. Идеалисты и мистики-философы, художники утонченного вкуса, такие, как Боттичелли, группировались вокруг властителя. Этикет, художественные ухищрения и дворцовые интриги были не выносимы для Леонардо, и он перебрался в Милан к герцогу Лодовико Моро. В те времена среди художников не считалось постыдным искать знатных покровителей. Успешно заниматься искусством можно было только имея обеспеченность и досуг, к достижению которых другого пути не было. Кстати, в письме миланскому герцогу Леонардо да Винчи самому пришлось рекомендовать себя и прежде всего как инженера. В Милане Леонардо сблизился с учеными из Павийского университета. К этому времени относятся его проекты летательных аппаратов, он много занимался также гидротехникой, знакомился со способами обработки металла. В области искусства наиболее крупной работой была конная статуя Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро. Глиняная модель колоссальных размеров долго стояла во дворе герцогского замка. Но отливка статуи вое откладывалась. В конце концов при вторжении французских войск модель была расстреляна гасконскими стрелками. В этот, так называемый «первый миланский» период своего творчества Леонардо исполнил также несколько прекрасных портретов (Чечилии Галлерани, музыканта Франкино Гаффурио и неизвестной дамы), «Мадонну Литта» и, наконец, знаменитую «Мадонну в скалах» (1483—1494) с покоряющей жизненностью образов. Но самым известным произведением этого периода явилась «Тайная вечеря» — роспись в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие (1495—1497). Эта работа принесла ее автору славу величайшего мастера. В традиционном евангельском сюжете он сумел найти завязку глубокой драматической коллизии. Противопоставление высокого благородства натуры, воплощенного в образе Христа, низкому предательству составляет основу творческого замысла Леонардо. Фигуры апостолов с выразительнейшими жестами должны были передавать всю градацию чувств: от испуга до недоверчивого отношения к грозному пророчеству. Это замечательное творение Леонардо сильно пострадало от времени и разрушений, но до сих пор и в оригинале и в копиях поражает могучей силой удивительного проник новения в психологию человека. В 1499 году Леонардо покинул Милан. Начались его скитания по стране. Он переезжает сначала в Венецию, затем возвращается во Флорентийскую республику. Оттуда направляется в Романью, где около года служит у герцога Чезаре Борджа. Затем снова — Милан, Рим, Флоренция, а в 1517 году Леонардо совсем расстался с родиной. Он переехал во Францию ко двору короля Франциска I. В эти годы Леонардо больше занимался наукой, нежели искусством. И все же ряд всемирно известных картин был выполнен в столь трудный для художника период. Во Флоренции он получил заказ на роспись для зала большого Совета в палаццо Веккьо. От выполненной им * Битвы при Ан- гиари» сохранились лишь копии, эскизы и наброски. Сама роспись начала разрушаться уже во время работы над ней. Еще одна картина упрочила бессмертную славу Леонардо. Это портрет Манны Лизы* (так называемая « Джоконда»). Нет, пожалуй, произведения в мировой живописи, столь овеянного всевозможными легендами. «Таинственной», «демонической», «змеиной» называли улыбку Джоконды. Искусствоведы говорят, правда, что особое очарование этой полуулыбки, берет начало в изысканиях Леонардо по поводу внешних проявлений эмоций. «Смех и плач очень похожи в движениях рта и щек и в прищуриваниях глаз,— писал великий мастер,— и отличны только в бровях... которые соединяются у того, кто плачет, и поднимаются у того, кто смеется». И все же образ знатной флорентийки, такой спокойной и уверенной в себе, благосклонно и «заинтересованно смотрящей на мир — (весь (в обаянии тончайших, еле уловимых душевных порывов. Среди самых поздних работ Леонардо называют бронзовую статуэтку коня с обнаженным всадником (возможно один из проектов памятника маршалу Тривульцио), картины «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» и «Иоанн Креститель». Сохранился еще автопортрет, выполненный сангиной. Леонардо-художник неотделим от Леонардо-ученого, Ле- онардо-мыслителя. Многое достигнутое им в живописи явилось плодом научных занятий. Кстати, ib его время искусство и науки еще не разделяла глубокая пропасть. «Все наше (познание начинается с ощущений»,— говорил Леонардо и проявлял в этом материалистический подход к действительности. Он изучал геометрическую перспективу и внес в это понятие новые разновидности, разрабатывал учение о пропорциях человеческого тела, изучал движение, светотень. Он занимался математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией животных и человека. В его многообразной деятельности нашли выражение самые передовые устремления его времени. Смотреть картины Леонардо да Винчи
|
Похожие материалы
BLOG
Контакты
E-mail: pavelin@mail.ru
Популярные
- Как сделать конверт для диска из листа А4?
- Цветущая сакура: картинки, красивые фото. Японские стихи о дереве
- Чем полезна наружная реклама бизнесу
- Шоколатье
- Мимолётное.
- Об авторе
- 10 электромобилей с максимальной автономностью
- Форум ценителей женщин
- Норка: фото животного и описание
- PR-агентства и средства массовой информации: построение взаимовыгодных отношений
- Между сном и реальностью op.3
- Контакты