Главная Выдающиеся личности Статья о Леонардо да Винчи, гении Эпохи Возрождения

Статья о Леонардо да Винчи, гении Эпохи Возрождения

Печать
Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 
Блог писателя - Выдающиеся личности
Автор: Павел Ин   
22.03.2021 09:16

Леонардо да Винчи портрет

Одним из титанов Эпохи Возрождения был Леонардо да Винчи — гениаль­ный итальянский художник, ученый и инженер. В его искусстве и взглядах на мир, как в фокусе, сошлись эстети­ческие и нравственные идеалы Возрождения — эпохи вели­чайшего прогрессивного переворота в истории человечества.

Леонардо да Винчи родился в небольшом городке Винчи, неподалеку от Флоренции. Он был внебрачным сыном бо­гатого нотариуса. Мальчику было около четырнадцати лет, когда отец отдал его в ученики Андреа Верроккио, знамени­тому флорентийскому скульптору и живописцу. В мастер­ской учителя юноша не только занимался рисованием, леп­кой и живописью, но и получил основы научных знаний, ибо искусство эпохи Возрождения базировалось на изучении анатомии, перспективы и математики.

Леонардо да Винчи

До нас дошло немного ранних работ Леонардо. Он писал, например, что «работал в скульптуре не меньше,

чем в живописи», но не только скульптурных произведений этих лет, а даже сколь-нибудь достоверных их описаний до сих пор не обнаружили ученые-искусствоведы. Что касается жи­вописи, то самыми ранними работами считаются фигура ангела в картине Верроккио «Крещение», картина «Благове­щение», портрет Джиневры де Бенчи, «Мадонна с цветком» (или «Мадонна Бенуа»). О последней исследователи творче­ства художника пишут, что в ней «почти полностью «оче­ловечен» традиционный религиозный образ» и передано земное счастье материнства. Особенно отличался от шедших из средневековья канонов образ младенца Христа; не стран­ным существом с уменьшенными пропорциями взрослого, а именно пухлым младенцем изобразил его Леонардо. Тре­угольная композиция, которую избрал он для своей «Мадонны с цветком» в дальнейшем широко использовалась многими живописцами и тоже превратилась в своего рода канон.

В 1480 году Леонардо да Винчи имел уже свою мастер­скую во Флоренции. Обстановка в городе-республике была неспокойной. Двор Лоренцо Медичи, прозванного «Велико­лепным», с трудом сохранял власть и влияние на горожан. Сам Лоренцо двумя годами раньше чуть было не стал жерт­вой заговора, и тирания естественно усилилась. Идеалисты и мистики-философы, художники утонченного вкуса, такие, как Боттичелли, группировались вокруг властителя. Этикет, художественные ухищрения и дворцовые интриги были не выносимы для Леонардо, и он перебрался в Милан к гер­цогу Лодовико Моро. В те времена среди художников не считалось постыдным искать знатных покровителей. Успеш­но заниматься искусством можно было только имея обеспе­ченность и досуг, к достижению которых другого пути не было. Кстати, в письме миланскому герцогу Леонардо да Винчи самому пришлось рекомендовать себя и прежде всего как инженера.

В Милане Леонардо сблизился с учеными из Павийского университета. К этому времени относятся его проекты ле­тательных аппаратов, он много занимался также гидротех­никой, знакомился со способами обработки металла. В об­ласти искусства наиболее крупной работой была конная статуя Франческо Сфорца, отца Лодовико Моро. Глиняная модель колоссальных размеров долго стояла во дворе гер­цогского замка. Но отливка статуи вое откладывалась. В конце концов при вторжении французских войск модель была расстреляна гасконскими стрелками. В этот, так на­зываемый «первый миланский» период своего творчества Леонардо исполнил также несколько прекрасных портретов (Чечилии Галлерани, музыканта Франкино Гаффурио и не­известной дамы), «Мадонну Литта» и, наконец, знаменитую «Мадонну в скалах» (1483—1494) с покоряющей жизненно­стью образов. Но самым известным произведением этого пе­риода явилась «Тайная вечеря» — роспись в трапезной мо­настыря Санта-Мария делле Грацие (1495—1497). Эта рабо­та принесла ее автору славу величайшего мастера. В тради­ционном евангельском сюжете он сумел найти завязку глу­бокой драматической коллизии. Противопоставление высо­кого благородства натуры, воплощенного в образе Христа, низкому предательству составляет основу творческого за­мысла Леонардо. Фигуры апостолов с выразительнейшими жестами должны были передавать всю градацию чувств: от испуга до недоверчивого отношения к грозному пророчест­ву. Это замечательное творение Леонардо сильно пострада­ло от времени и разрушений, но до сих пор и в оригинале и в копиях поражает могучей силой удивительного проник новения в психологию человека. В 1499 году Леонардо покинул Милан. Начались его скитания по стране. Он пере­езжает сначала в Венецию, затем возвращается во Флорен­тийскую республику. Оттуда направляется в Романью, где около года служит у герцога Чезаре Борджа. Затем снова — Милан, Рим, Флоренция, а в 1517 году Леонардо совсем расстался с родиной. Он переехал во Францию ко двору короля Франциска I.

В эти годы Леонардо больше занимался наукой, нежели искусством. И все же ряд всемирно известных картин был выполнен в столь трудный для художника период. Во Фло­ренции он получил заказ на роспись для зала большого Со­вета в палаццо Веккьо. От выполненной им * Битвы при Ан- гиари» сохранились лишь копии, эскизы и наброски. Сама роспись начала разрушаться уже во время работы над ней.

Еще одна картина упрочила бессмертную славу Леонардо. Это портрет Манны Лизы* (так называемая « Джоконда»). Нет, пожалуй, произведения в мировой живописи, столь ове­янного всевозможными легендами. «Таинственной», «демо­нической», «змеиной» называли улыбку Джоконды. Искус­ствоведы говорят, правда, что особое очарование этой по­луулыбки, берет начало в изысканиях Леонардо по поводу внешних проявлений эмоций. «Смех и плач очень похожи в движениях рта и щек и в прищуриваниях глаз,— писал великий мастер,— и отличны только в бровях... которые со­единяются у того, кто плачет, и поднимаются у того, кто смеется».

И все же образ знатной флорентийки, такой спокойной и уверенной в себе, благосклонно и «заинтересованно смот­рящей на мир — (весь (в обаянии тончайших, еле уловимых душевных порывов.

Среди самых поздних работ Леонардо называют бронзо­вую статуэтку коня с обнаженным всадником (возможно один из проектов памятника маршалу Тривульцио), карти­ны «Святая Анна с Марией и младенцем Христом» и «Иоанн Креститель». Сохранился еще автопортрет, выполненный сангиной.

Леонардо-художник неотделим от Леонардо-ученого, Ле- онардо-мыслителя. Многое достигнутое им в живописи яви­лось плодом научных занятий. Кстати, ib его время искус­ство и науки еще не разделяла глубокая пропасть. «Все наше (познание начинается с ощущений»,— говорил Леонар­до и проявлял в этом материалистический подход к дейст­вительности. Он изучал геометрическую перспективу и внес в это понятие новые разновидности, разрабатывал учение о пропорциях человеческого тела, изучал движение, свето­тень. Он занимался математикой, механикой, физикой, аст­рономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией животных и человека. В его многообразной деятельности нашли выражение самые передовые устремления его времени.

Смотреть картины Леонардо да Винчи

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Контакты

E-mail: pavelin@mail.ru

 


Счётчики

Top.Mail.Ru

Главное меню

Поиск по сайту

Переводы. Translations

English French German Italian Portuguese Russian Spanish