Модель Большого Кремлевского Дворца Василия Баженова: фото и рассказ |
Блог писателя - Умелые руки | |||
Автор: Павел Ин | |||
14.04.2021 14:55 | |||
В народе ходят самые невероятные слухи о ее судьбе, догадки строятся самые что ни на есть фантастические - то уничтожена, то попала за границу и след простыл. А она вот тут, рядом, перед глазами - можно рассмотреть, потрогать руками. Даже разобранная по частям, поражает величественной красой, совершенством своих фрагментов. Более двух столетий хранит она образ грандиозного, но так и не сбывшегося замысла. Имя ей - Модель Большого Кремлевского Дворца.
Утвердившись на троне в 60—х годах XVIII столетия, Екатерина II решила возвести на территории древнего Московского Кремля нечто необычайное, способное убедить Европу в величии и могуществе Российской империи. Чтобы построить новый дворцовый комплекс, требовался снос части Кремлевской стены, ряда памятников старины, а также полная перепланировка исторически сложившегося архитектурного ансамбля (если считать таковым затейливое скопление жемчужин зодчества вкупе с разновеликими строениями, многие из которых по ветхости стояли «впусте», с садами, огородами, сараями и курными избами — словом, всем тем, «чго теснилось в треугольнике стен с башнями в центре Москвы). У москвичей план переделки любимого ими Кремля вызвал решительный протест, и, надо отметить, план этот был изменен. По новому проекту допускался лишь минимальный снос, величие и красота самого же Кремля возрастали необычайно, что, впрочем, неудивительно — ведь автором проекта являлся сам знаменитый русский зодчий Василий Баженов и «со товарищи», из которых первым по справедливости следует назвать совсем молодого тогда Матвея Казакова. Для наилучшего обзора будущего сооружения, визуальной проверки его пропорций, ракурсов и перспектив была создана Модель Кремлевского Дворца, которая сама по себе стала явлением искусства. Такой не было и нет не только по уникальным размерам (17x8 метров), но и филигранной работе мастеров высочайшей квалификации Модель Большого Кремлевскою Строения создавалась около 5 лет из разных пород дерева, кости, металлов и иных материалов и стоила правительству более 50000 рублей серебром, что по тем временам было суммой колоссальной. Проект был принят императрицей в начале 1773 г., а летом состоялась торжественная церемония закладки дворца. О её масштабах можно судить хоти бы по длине фасадов, составлявших более 600 метров. Разумеется, наличествовали в проекте Баженова дивной красоты двусветные овальные залы, арки, ниши, обелиски, статуи и... колонны — словом, все то, на что был столь щедр гений нашего великого зодчего. Из-за переноса столицы в Петербург Кремль в те годы пребывал в крайне запущенном состоянии. И проект Баженова вносил сюда признаки регулярности, свойственной европейской архитектуре, а заодно решал и важную градостроительную задачу — объединение Кремля в единый крупномасштабный ансамбль, становящийся главной доминантной Москвы. Увы, проект Большого Кремлевского Дворца так и не был осуществлен. По приказу той же Екатерины II в 1775 г. начатое строительство было прекращено. Яму со сваями под фундамент зарыли, разобранный кусок Кремлевской стены восстановили. Но чтобы поведать грядущим поколениям о дерзновенном замысле, сохранилась эта Модель, дающая полное и ясное о нем представление. Какое впечатление производила она на зрителей, можно судить хотя бы по отзыву посетившего Москву в 1880 г. профессора Кембриджского университета Эдуарда Карка. Он записал в своем дневнике: «Каждая часть Модели вполне закончена в художественном отношении, включая даже фрески на потолках и раскраску под различные цвета мрамора. Если бы дворец был построен согласно своей Модели, он превзошел бы своей грандиозностью храм Соломона, форум Траяна, стал бы, несомненно, одним из чудес света». Поддержание в надлежащем виде, хранение Модели, требуя соответствующих условий, значительных площадей (некогда для этого был специально выстроен так называемый Модельный Дом, что стоял возле кремлевского арсенала, имея по периметру 153 окна), сделалось со временем серьезной проблемой. Она побывала в Оружейной палате, хранилась в Колокольне Ивана Великого, в Румянцевском музее. В советское время Модель в полуразрушенном состоянии находилась в Донском монастыре — филиале Государственного музея архитектуры имени А.Б.Щусева, а с передачей монастыря Патриархии Модель перевезли по новому адресу - в е здание Музея архитектуры (Воздвиженка,5), где она и хранится. Над Моделью ведется постоянная реставрационная работа.
|
BLOG
Контакты
E-mail: pavelin@mail.ru
Популярные
- Как сделать конверт для диска из листа А4?
- Цветущая сакура: картинки, красивые фото. Японские стихи о дереве
- Чем полезна наружная реклама бизнесу
- Шоколатье
- Мимолётное.
- Об авторе
- 10 электромобилей с максимальной автономностью
- Форум ценителей женщин
- Норка: фото животного и описание
- PR-агентства и средства массовой информации: построение взаимовыгодных отношений
- Между сном и реальностью op.3
- Контакты