Главная Умелые руки Модель Большого Кремлевского Дворца Василия Баженова: фото и рассказ

Модель Большого Кремлевского Дворца Василия Баженова: фото и рассказ

Печать
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
Блог писателя - Умелые руки
Автор: Павел Ин   
14.04.2021 14:55

Модель Большого Кремлевского Дворца

В народе ходят самые невероятные слухи о ее судьбе, догадки строятся самые что ни на есть фантастические - то уничтожена, то попала за границу и след простыл. А она вот тут, рядом, перед глазами - можно рассмотреть, потрогать руками. Даже разобранная по частям, поражает величественной красой, совершенством своих фрагментов. Более двух столетий хранит она образ грандиозного, но так и не сбывшегося замысла. Имя ей - Модель Большого Кремлевского Дворца.

Утвердившись на троне в 60—х годах XVIII столетия, Екатерина II решила возве­сти на территории древнего Московского Кремля нечто необычайное, способное убедить Европу в величии и могуществе Российской империи. Чтобы построить новый дворцовый комплекс, требовался снос части Кремлевской стены, ряда па­мятников старины, а также полная пере­планировка исторически сложившегося архитектурного ансамбля (если считать та­ковым затейливое скопление жемчужин зодчества вкупе с разновеликими строени­ями, многие из которых по ветхости стоя­ли «впусте», с садами, огородами, сараями и курными избами — словом, всем тем, «чго теснилось в треугольнике стен с башнями в центре Москвы).

У москвичей план переделки любимого ими Кремля вызвал решительный про­тест, и, надо отметить, план этот был из­менен. По новому проекту  допускался лишь минимальный снос, величие и кра­сота самого же Кремля возрастали необы­чайно, что, впрочем, неудивительно — ведь автором проекта являлся сам знаме­нитый русский зодчий Василий Баженов и «со товарищи», из которых первым по справедливости следует назвать совсем молодого тогда Матвея Казакова.

Для наилучшего обзора будущего со­оружения, визуальной проверки его пропорций, ракурсов и перспектив была соз­дана Модель Кремлевского Дворца, которая сама по себе стала явлением искусства. Такой не было и нет не только по уникальным размерам (17x8 метров), но и филигранной работе масте­ров высочайшей квалификации Модель Большого Кремлевскою Строения созда­валась около 5 лет из разных пород дере­ва, кости, металлов и иных материалов и стоила правительству более 50000 рублей серебром, что по тем временам было сум­мой колоссальной.

Проект был принят императрицей в начале 1773 г., а летом состоялась торжест­венная церемония закладки дворца. О её масштабах можно судить хоти бы по длине фасадов, составлявших более 600 метров. Разумеется, наличествовали в проекте Ба­женова дивной красоты двусветные оваль­ные залы, арки, ниши, обелиски, статуи и... колонны — словом, все то, на что был столь щедр гений наше­го великого зодчего. Из-за переноса сто­лицы в Петербург Кремль в те годы пребы­вал в крайне запущенном состоянии. И проект Баженова вносил сюда признаки регулярности, свойственной европейской архитектуре, а заодно решал и важную градостроительную задачу — объединение Кремля в единый крупномасштабный ан­самбль, становящийся главной доминант­ной Москвы.

Увы, проект Большого Кремлевского Дворца так и не был осуществлен. По приказу той же Екатерины II в 1775 г. на­чатое строительство было прекращено. Яму со сваями под фундамент зарыли, ра­зобранный кусок Кремлевской стены вос­становили. Но чтобы поведать грядущим поколениям о дерзновенном замысле, со­хранилась эта Модель, дающая полное и ясное о нем представление. Какое впечатление производила она на зрителей, мож­но судить хотя бы по отзыву посетившего Москву в 1880 г. профессора Кембридж­ского университета Эдуарда Карка. Он за­писал в своем дневнике: «Каждая часть Модели вполне закончена в художественном отношении, включая даже фрески на потолках и раскраску под различные цвета мрамора. Если бы дворец был по­строен согласно своей Модели, он превзо­шел бы своей грандиозностью храм Соло­мона, форум Траяна, стал бы, несомненно, одним из чудес света».

Поддержание в надлежащем виде, хра­нение Модели, требуя соответствующих условий, значительных площадей (неко­гда для этого был специально выстроен так называемый Модельный Дом, что сто­ял возле кремлевского арсенала, имея по периметру 153 окна), сделалось со време­нем серьезной проблемой. Она побывала в Оружейной палате, хранилась в Коло­кольне Ивана Великого, в Румянцевском музее. В советское время Модель в полуразрушенном состоянии находилась в Донском монастыре — филиале Госу­дарственного музея архитектуры имени А.Б.Щусева, а с передачей монастыря Па­триархии Модель перевезли по новому ад­ресу - в е здание Музея архитекту­ры (Воздвиженка,5), где она и хранится. Над Моделью ведется постоянная рес­таврационная работа.

 
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

Главное меню

Поиск по сайту

Переводы. Translations

English French German Italian Portuguese Russian Spanish