Писатель Генрик Сенкевич: фото, биография, о книгах |
Блог писателя - Выдающиеся личности | |||
Автор: Павел Ин | |||
15.03.2021 15:56 | |||
Сенкевич был болезненным и молчаливым человеком. В нем было трудно угадать автора романтической трилогии "Огнем и мечом" — «Потоп» — «Пан Володыёвский», повествующей о героических часах Польши, где действуют рыцари-мужчины и красавицы-женщины. одно сражение сменяет другое, а любовь к Родине и борьба за святую Веру являются движущими силами героев и мерой их поступков. Получавшие распространение в то время взгляды антропологически ориентированной философии, ставившей личное наперед общественного, не затронули писателя. Ненадолго привлекли его и так называемые демократические течения общественной мысли, гипертрофированное развитие которых с их тенденцией свести роль литературы к решению социальных проблем стало чуть ли не болезнью второй половины XIX века. Живший мечтой о возрожденной Польше. Сенкевич был убежден в приоритете общенародного перед социальным. И это сделало его выразителем чаяний народа, тяжело переживавшего потерю национальной самостоятельности. Государственное подчинение усугублялось унижением религиозным: католическая Речь ГТосполитая после трех последовавших один за другим разделов в царствование Екатерины II оказалась под властью православной России и лютеранской Пруссии. Это тоже чутко воспринималось Сенкевичем. написавшим на знамени своего творчества двойной лозунг: Родина и Вера. Родился он в имении Воля Окшейская в Радомской губернии — южном соседе Варшавской губернии. Семья Сенкевичей имела фамильные связи с древними родами литовской шляхты. Свое писательское пристрастие к рыцарству Сенкевич впоследствии объяснял культом семейных традиций. Его дед, инсургент времен Тадеуша Костюшко, поднявшего мятеж в ответ на последний раздел Польши, позже служил в легионах Яна Домбровского, которые боролись за создание Варшавского княжества в период наполеоновских войн. Отец еще в юности участвовал в патриотических битвах 1830—1831 годов. Старший брат Казимеж эмигрировал после восстания 1863 года и погиб за честь Франции во франко-прусской войне 1870—1871 годов. Детские годы Генрик провел в имении бабушки. Любимым занятием мальчика было чтение. В год, когда Генрику исполнилось 17 лет, семья — а в ней уже было пятеро детей, и родители испытывали определенные материальные затруднения — продала имение и переехала в Варшаву, где отец купил дом. Это был год начала общепольского восстания, жестоко подавленного Россией. Под влиянием этого события, а также крестьянской реформы и бурного роста промышленности и находилась общественная мысль страны в тот период, когда формировалось мировоззрение Сенкевича. Окончив гимназию, юноша по настоянию родителей поступил на медицинское отделение Варшавской Главной школы (тогда же переименованной в Варшавский университет ), но после первого курса перешел на историко-филологическое отделение. И в школе, и в университете учился он без блеска, к тому же вынужден был подрабатывать на прожитье, выполняя обязанности гувернера в семье дальних родственников. В конце концов он так и не сдал всех выпускных экзаменов. Еще студентом Сенкевич печатал в журналах критические заметки н статьи. По завершении учебы он стал сотрудником журнала «Новины » и постепенно набирал силу как автор юморесок, рассказов и повете; . Большое значение д \я его становления как писателя имело трехлетнее пребывание в США в качестве корреспондента • Газеты Польской-. ;• На первых порах героями новелл Сенкевича становились крестьяне, переселенцы, солдаты, цирковые артисты и пр. И хотя в Словаре Брокгауза и Ефрона высказывалось суждение, что «в новелле он достигаем такого же совершенства техники, как Мопассан», тематика и идеи его ранних произведений были стандартны д\я того периода и малоинтересны. В 35 лет Сенкевич стал редактором газеты «Слово- и тогда же качал и через 6 лет закончил трилогию-эпопею, сделавшую его имя популярным не только на родине. Критический реализм, в рамках которого он добился первых успехов, сменился патриотическим оптимизмом, поиском нравственной опоры народа в его героическом прошлом. Писатель сознательно шел на идеализацию былых времен, чтобы через них отыскать путеводные идеи для событий текущего дня. Трилогия давала свою трактовку самых тяжелых страниц истории Польши — потери левобережной Украины в 1654 году после восстания Богдана Хмельницкого («Огнем и мечом»), последовавшего за ней нашествия шведов в 1655—1656 годах («Потоп»), турецкого вторжения 1672—1673 годов («Пан Володыёвский»). Но романы дышали бодростью. Сначала автор вовсе не имел намерения создать именно такой цикл, J тем более предрешать его идейную основу. Устав от сочинений в позитивистском русле и ощущая, что не в этом его сила как мастера, Сенке- j вич задумал повествование в одной книге под названием «Волчье лого- й во», базирующееся на любовной интриге. Это стало началом трилогии. Она писалась отрывками и окончательными очертаниями обязана ; небывалому успеху первых частей, печатавшихся в газетах. В сущности трилогия явилась плодом тогдашней идеологической ситуации, ответом на неудовлетворенные потребности времени. Это — образец социального заказа, выполненного без промедления и превзошедшего ожидания и исполнителя, и заказчика, пример полной гармонии между возможностями писателя и читательскими запросами. И это созданное на потребу дня произведение надолго пережило вызвавшее его время. Отмечая достоинства трилогии, польский критик Казимеж Выка писал: «Сенкевич, вероятно, последний крупный писатель, умевший добиться взаимодействия тех элементов романа, между которыми и раньше был разнобой, а позднее разлад все более возрастал. Родословная романа идет от жанра, полного приключений и фантастических авантюр. Знанием человеческой природы он обогащается значительно позже. Появившись в романе, правдивое изображение человека, вместе с социальным и бытовым фоном, постепенно оттеснило на второй план то, что раньше в жанре было главным,— приключение, действие. Но как ни сводят авторы к минимуму приключенческий элемент, в глазах читателей его значение не уменьшается. Рядовой читатель так и ждет, когда появится наконец автор, способный так удовлетворить эту жажду приключений, что попутно кое-что придется на долю высших запросов». Трилогия стала не только художественным, но и политическим событием. Писатель звал искать выход из трагических национальных ситуаций в высоких идеях и рыцарском служении им. А вложив в изображение мятежа Богдана Хмельницкого все отвращение цивилизованного человека к ничем не сдерживаемой, неоправданной жестокости пьяных орд, Сенкевич определил свое отношение к взглядам тех, кто видел решение проблем в неограниченном народовластии. Неудивительно, что романы вызвали жаркие споры. Критики сходились лишь в высокой оценке мастерства автора. Стефан Жеромский отмечал: «Никто не превзошел его в спокойном, простом и идеально четком построении фразы, в логике развития периодов, оттеняющих картины и раскрывающих мысль. Читая любое произведение Сенкевича, мы никогда не рискуем испытать неприятное чувство, наткнувшись на трещину, щербину или занозу,— ни малейшей фальши ни для глаза, ни для уха. Его надо признать первым в искусстве писать, он лучше всех овладел этим мастерством, умением выразить по-польски свои мысли на бумаге». Своей трилогией Сенкевич вышел в число тех немногих беллетристов, кому посчастливилось создать образы, имена которых стали нарицательными. «Маленький рыцарь» пан Володыёвский занял свое, хотя и скромное, место в ряду литературных героев, олицетворяющих определенные человеческие качества,— вместе с Дон-Кихотом, Дон-Жуаном, Гобсеком, Хлестаковым, Остапом Бендером. В этом же ряду другое творение Сенкевича—хвастун, враль и обжора пан Заглоба. После трилогии Сенкевич вернулся к темам современности в романе «Без догмата» — блещущей интеллектуализмом истории о «польском Печорине», а затем в «Семье Поланецких» — психологическом семейном романе, ставящем проблему личного самоусовершенствования человека. Затем маститый прозаик обратился к временам противостояния первых христиан деспотизму Нерона и создал лучший свой роман «Камо грядеши?» (1894—1896). Интерес к эпохе Древнего Рима не означал отклонения от прежнего направления — основные идеи романа, заключающиеся в апологии христианства и проповеди верности идеалам, были обращены к современности. Именно грандиозный успех «Камо грядеши?» в конечном итоге привел к Нобелевской награде. За «Камо грядеши?» последовал еще один большой исторический роман — Крестоносцы (1900), рассказывающий о борьбе с Тевтонским орденом на рубеже XIV—XV веков и о победе при Грюнвальде, которая обеспечила последующее развитие государственности Польши. Каждым новым произведением Сенкевич обращался к современникам с призывом: «Польша! Восстань из пепла!» На события 1905— 1907 годов он откликнулся романом «Омуты», в волнениях того времени писатель видел путь к хаосу, к варварству, к разрушению единства народа. Еще при жизни Сенкевича его романы были переведены на все европейские языки и даже на волапюк — искусственный международный язык, позже забытый. В 1896 году писателя избрали членом-корреспондентом, а в 1916 — почетным академиком Петербургской Академии наук. Умер Генрик Сенкевич в разгар первой мировой войны, вдали от оккупированной немцами родины, в Швейцарии, не дожив до исполнения мечты, достижению которой он отдал все свое творчество,— свободы Польши. Спустя десятилетие останки писателя были перенесены в Варшаву и при огромнейшем стечении народа торжественно захоронены в склепе в Кафедральном соборе Святого Яна. ИЗДАНИЯ СЕНКЕВИЧА Собр. соч. в 9 т. М.: ХЛ, 1983—1986. Куда идешь?: Роман. М.: Правда, 1986. 607 с. Огнем и мечом: Роман. М.: Орбита, 1989. 624 с. ЛИТЕРАТУРА О СЕНКЕВИЧЕ Горский И. Исторический роман Сенкевича. М.: Наука, 1986. 308 с. Горский И. Генрик Сенкевич//История польской литературы: В 2 т. М.: Наука, 1968—1969. Т. 2. С. 561—584.
Статья из книги А. Илюковича «Согласно завещанию» Tags:
|
BLOG
Контакты
E-mail: pavelin@mail.ru
Популярные
- Как сделать конверт для диска из листа А4?
- Цветущая сакура: картинки, красивые фото. Японские стихи о дереве
- Чем полезна наружная реклама бизнесу
- Шоколатье
- Мимолётное.
- Об авторе
- 10 электромобилей с максимальной автономностью
- Форум ценителей женщин
- Норка: фото животного и описание
- Контакты
- PR-агентства и средства массовой информации: построение взаимовыгодных отношений
- Между сном и реальностью op.3