Художник и власть. Опыт Давида.
По заказу Бонапарта, ставшего уже императором, Давид писал колоссальную картину «Коронация Наполеона». Помимо императора и августейших особ там должен был быть изображен. Папа Римский Пий VII.
Святой отец долго не соглашался позировать, так как был весьма разозлен поступком Наполеона: во время коронации бывший артиллерийский капитан, торопясь поскорее стать императором, просто вырвал из рук Святого отца корону и поспешно напялил ее себе на голову.
Наконец Пий согласился, но, узнав, что картину будет писать Давид, заявил:
— Я не буду позировать этому якобинцу, монтаньяру, кровожадному чудовищу, которое голосовало за казнь короля Людовика!
Папу заверили, что художник давно раскаялся и теперь Давид — уже не якобинец, а кавалер Ордена Почетного легиона и Первый живописец императора.
— Хорошо, но тогда пусть пишет, стоя перед мольбертом на коленях! — потребовал Святой отец.
Давид, скрепя сердце, принялся за картину, а закончив ее, признавался приятелям:
— Удивительно, но встреча со Святым отцом дала мне понять, что я не очень раскаялся. Глядя на его высокопреосвященство, мне все время хотелось крикнуть: «Да здравствует революция!»
***
Взявшись писать портрет Бонапарта, Давид попросил назначить день, когда генерал и его лошадь смогут ему позировать.
— Позировать? —удивился Наполеон. —Лошадь вы найдете в моей конюшне, а меня нарисуете и так. Кому важно, месье Давид, похожи ли портреты великих людей на них самих. Главное, чтобы в них был запечатлен их гений, а не маленькая бородавка на носу. Неужели вы думаете, что великие люди древности, чьи изображения до нас дошли, позировали художникам?
Разумеется, через двести лет не будут знать, похож ли ваш портрет на вас или нет. Однако значительно раньше ваш портрет увидят люди, которые живут сейчас и хорошо вас знают, — отвечал художник. — Полагаю, господин генерал, они будут весьма удивлены, если ваша лошадь будет похожа на себя, а вы — нет.
|